Нейросети в бухгалтерии: 5 задач, которые реально автоматизируются

AnnaMiller

New member
Привет, форумчане. Хочу поделиться опытом, который накопился у меня за последние полтора года. Я не программист в чистом виде — скорее человек, который сидит между бухгалтерией и IT: пишу внутренние скрипты, настраиваю обмены, помогаю главбуху разгребать вечную первичку. И вот что я заметил: нейросети перестали быть игрушкой и начали закрывать вполне конкретные участки работы. Не всю профессию, но заметную часть. Ниже — пять задач, которые у меня реально ушли в автоматизацию, а не остались красивой картинкой из презентации.

Первое — распознавание первичных документов. Счета, акты, накладные, УПД, сканы от поставщиков — всё это раньше жило в почте и превращалось в ручной ввод. Сейчас связка распознавания текста и языковой модели вытаскивает из документа реквизиты, суммы, номера и даты, а я получаю готовую структуру. Ошибки бывают, но их несопоставимо меньше, чем при ручном наборе, а главное — человек переключается с ввода цифр на проверку исключений. Вот это и есть настоящая экономия времени.

Второе — сверка. Акты поставщиков против наших реестров, авансовые отчёты против выписок, номенклатура из накладной против справочника. Нейросеть хорошо справляется там, где строки не совпадают символ в символ: лишние пробелы, другой регистр, сокращения вроде Ромашка и Ромашка ООО, разные единицы измерения. Она предлагает сопоставления и помечает спорные позиции, чтобы бухгалтер не тратил целый день на поиск одной расходящейся копейки.

Третье — категоризация банковских операций. Выписка на сотни строк, где половина назначений платежа написана криво и не по шаблону. Модель по тексту назначения предлагает счёт и статью затрат, а я лишь подтверждаю или правлю. После пары месяцев таких правок точность становится вполне рабочей, и закрытие месяца перестаёт быть ночным кошмаром.