PostgreSQL для новичков: как я подружился с индексами и EXPLAIN

Grigory.Novikov

New member
Всем привет! Я разработчик, и недавно мне пришлось плотно столкнуться с PostgreSQL. Сначала я думал, что индексы — это просто «поставил и забыл», а EXPLAIN — что-то для гуру. Но когда база начала тормозить на реальных данных, пришлось разбираться. Делюсь своим опытом и кейсами, которые помогли мне понять оптимизацию запросов.

Индексы в PostgreSQL — это не серебряная пуля. Я начинал с обычного B-tree, потому что он подходит для большинства запросов с фильтрацией и сортировкой. Но когда появились полнотекстовый поиск и JSONB, я узнал про GIN и GiST. Главное правило: индекс ускоряет чтение, но замедляет запись. Я наступил на грабли, создав индексы на все поля подряд — вставки стали медленными, а планировщик иногда их игнорировал.

EXPLAIN стал моим лучшим другом. Сначала я смотрел только на стоимость, но потом понял, что важнее EXPLAIN ANALYZE, который реально выполняет запрос. Я научился отличать Seq Scan от Index Scan и видеть, где планировщик ошибается. Например, если вижу Seq Scan на большой таблице с условием WHERE, это намёк, что индекса не хватает или он не подходит.

Кейс первый. У меня была таблица заказов на 5 миллионов строк. Запрос с фильтром по статусу и дате выполнялся 3 секунды. Я добавил составной индекс по (status, created_at), и время упало до 50 мс. Но сначала я сделал индекс только по status — эффект был слабым. Составной индекс с правильным порядком колонок решил проблему. EXPLAIN показал Index Scan вместо Seq Scan.

Кейс второй. Джойн двух больших таблиц внезапно стал медленным. Я запустил EXPLAIN ANALYZE и увидел Hash Join с огромным количеством строк. Оказалось, что не было индекса на внешнем ключе. После создания индекса на колонку в дочерней таблице планировщик переключился на Nested Loop с индексным сканированием. Это ускорило запрос в 20 раз. Ещё я узнал про покрывающие индексы — когда все нужные колонки уже в индексе, PostgreSQL не идёт в таблицу.